Железнодорожная автоматизация
Прежде всего, от систем автоматизации, предназначенных для железных дорог, ожидается высочайший уровень безопасности. Это важно с точки зрения пассажиров и железнодорожной инфраструктуры.
Железнодорожная автоматика должна соответствовать ряду технических норм и стандартов, отличных от применимых к системам автоматизации, действующим, например, в промышленности. Кроме того, ключевое значение имеет надежность системы, гарантирующая контроль движения поездов без задержек. Это, как известно, может привести к огромным финансовым потерям. Поэтому системы железнодорожной автоматики должны быть устойчивы к помехам, создаваемым, например, по проходящим поездам. Также очень важно гармонизировать технические стандарты.
Автоматизация используется на железных дорогах в очень больших масштабах. Он включает в себя, например. станционные и линейные ЭВМ, датчики дпс и реле систем управления железнодорожным движением. Он позволяет осуществлять контроль и дистанционное управление движением поездов, а также использовать контрольно-измерительные приборы и установку электрообогрева стрелочных переводов. Ключевую роль здесь играет визуализация работы устройств и электросетей, а также электроснабжения объектов. Для нужд автоматизации создается инфраструктура, позволяющая передавать информацию по традиционным телекоммуникационным кабельным линиям или оптоволоконным сетям.
IRIS – система управления качеством для железнодорожной отрасли
Существуют специальные стандарты для железнодорожной отрасли, включая производителей и поставщиков средств автоматизации. Международный стандарт для железнодорожной отрасли, например. IRIS (Международный стандарт железнодорожной отрасли). Он был разработан Европейской ассоциацией производителей железнодорожной техники (UNIFE) при поддержке четырех крупнейших производителей отрасли — Bombardier, Siemens, Alstom и Ansaldo Breda. До создания стандарта IRIS практически не существовало регламентов, касающихся качества, надежности и технической безопасности железнодорожной отрасли. Этот стандарт сравнивается с другими отраслевыми нормами, используемыми, например, в авиации (AS 9100), автомобилестроении (ISO/TS 16949) или в отношении медицинских устройств (ISO 13485).
IRIS адресован, прежде всего, производителям подвижного состава, сигнальных устройств, связанных с железнодорожным движением и ИТ-системами, а также их субпоставщикам. Содержание правил IRIS основано на требованиях, представленных в стандарте ISO 9001, и дополняет требования по управлению качеством дополнительными требованиями, характерными для железнодорожной отрасли. Однако, в отличие от ISO 9001, система IRIS содержит не только обязательные стандарты, но и факультативные, т.е. те, выполнение которых зависит от воли компаний, подлежащих сертификации.